Дэвид Мойес: Шотландцы придумали все
Новый главный тренер «Манчестер Юнайтед» Дэвид Мойес в интервью The Daily Mail вспомнил годы, проведенные в «Эвертоне», рассказал о своем видении современного футбола и пообещал болельщикам 20-кратных чемпионов Англии сохранить преемственность после ухода на отдых Алекса Фергюсона.
Мойес возглавил «Эвертон» в 2002 году, когда в команде хватало звезд, а он был молодым 39-летним тренером, и некоторые игроки были не намного младше него. Вот как Дэвид вспоминает свое знакомство с командой:
«На тренерских курсах вас учат многому, однако не рассказывают о том, что делать, когда вы заходите в раздевалку и видите ожидающих там Пола Гаскойна, Дункана Фергюсона и Давида Жинола. Так было, когда я в 2002 году возглавил „Эвертон“. Я подумал: „О боже, что мне им сказать. Наверное, они даже не знают, кто я такой“. Однако мы упорно трудились, а мне помогала команда отличных специалистов».
За 11 лет работы в «Эвертоне» под началом Мойеса поиграли многие. Однако, по словам самого шотландца, главным в футболистах он видел не личные, а командные качества:
«Классным футболистом был Томас Гравесен, но он закончился в „Реале“. Уэйн Руни вообще потрясающий игрок. Но у нас в „Эвертоне“ редко были звезды, главным всегда выступал командный дух и умение играть для партнеров. Сейчас к моему последнему матчу в качестве главного тренера „Эвертона“ в строй вернулся Тим Кэхилл — он, на мой взгляд, великолепный командный игрок».
С Уэйном Руни у Мойеса отношения особенные. Парень проявил себя довольно рано, и через два года выступлений за первую команду «Эвертона» был продан в «Манчестер Юнайтед». Вот каким помнит Руни его бывший и будущий тренер:
«В свои 16 лет он был уже отличным футболистом. На тренировках мои помощники смотрели на него и только качали головами. Уэйн сходил с ума по футболу. Он играл везде: когда заканчивалась тренировка, он шел во двор и гонял мяч с друзьями. Часто люди используют термин „уличный футболист“. Я думаю, Уэйн был последним великим игроком, выросшим, гоняя мяч по асфальту на улице».
Мойес прославился как ярый противник симуляции футболистов. С одним игроком из стана своего вечного врага («Ливерпуля») у него даже возникла словесная перепалка в СМИ. Впрочем, игрок этот уже получил 10-матчевую дисквалификацию за укус соперника, что говорит о его явной неадекватности, поэтому правда, скорее всего, на стороне Мойеса:
«Я сторонник просмотров эпизодов с падениями футболистов в штрафной. Часто выступая в роли арбитра в двусторонках и на тренировках, я знаю, что далеко не всегда можно понять, „нырнул“ игрок или нет. Справедливости ради, должен признать, что судьи часто принимают верные решения в подобных эпизодах. Нужно выявлять и наказывать „ныряльщиков“. Я всегда говорю своим футболистам, что обманывать нельзя ни в коем случае. Если кто-то из моих подопечных будет симулировать, я первым скажу, что он заслуживает наказания за подобные действия».
Алекс Фергюсон, уходя, попросил своих футболистов «стоять горой» за нового тренера. Сам Мойес рассчитывает проработать в «МЮ» не меньше, чем в «Эвертоне», поскольку считает доверие и стабильность важнейшими слагаемыми успеха:
«Челси» имел большие успехи, выиграл много трофеев. Однако я не вижу, как помогает клубу постоянная смена тренеров. Думаю, самые успешные клубы — те, где тренеры работают подолгу. Это понимаешь, когда смотришь на работу сэра Алекса в «Манчестер Юнайтед», Арсена Венгера в «Арсенале». Они выиграли много титулов, воспитали много игроков. Даже в «Эвертоне» руководство дало мне шанс и поверило, что я использую его грамотно».
В «Юнайтед» Мойес пообещал давать шанс молодым игрокам, правда, как и в России, есть одна загвоздка: уровень конкуренции в молодежном первенстве и премьер-лиге разнятся как небо и земля. И просвета пока не видно:
«МЮ» всегда опирался на собственную академию, и мы сделаем все, чтобы развивать талантливых молодых футболистов. Конечно, есть вопросы: как это сделать, как обеспечить парням множество игр с высоким уровнем конкуренции. Мне нравится испанская модель, где вторая команда клуба играет в сегунде или в еще более низком дивизионе. Если можно было бы реализовать ее в Англии, это стало бы отправной точкой. Три года назад я хотел, чтобы молодежной команде «Эвертона» позволили играть в конференции (пятый по силе английский дивизион), однако Футбольная ассоциация ответила нам, что нужно начинать с самого низа — 27 дивизион или что-то вроде этого».
В заключение Дэвид Мойес вспомнил великих шотландских тренеров прошлого и выразил надежду, что ему удастся встать с ними в один ряд:
«Мы придумали все. Мы — шотландцы. Я рос, глядя на Джока Стейна, потом были сэр Мэтт Басби и Билл Шенкли. Конечно же, сэр Алекс Фергюсон. Есть тенденция, что в Шотландии появляются отличные тренеры и менеджеры. Мы всегда были нацией, которая давала кому-то отпор. Видимо, это укоренилось в характере каждого. Надеюсь, я стану достойным преемником этого великолепного наследия».